Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Подготовка судебных экспертов-строителей в системе высшего и дополнительного профессионального образования: проблемные аспекты

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.4.5

Аннотация

Введение.

Судебная строительно-техническая экспертиза (ССТЭ) стартовала в своем развитии в конце прошлого века. За прошедший период сформированы ее теоретические и методические основы, накоплен значительный практический опыт. Сегодня это - одна из самых востребованных экспертиз в судопроизводстве России, что обусловило значительный приток кадров в судебно-экспертные организации. Сейчас их совокупная штатная численность насчитывает более десяти тысяч единиц. При этом уровень их профессиональной подготовки достаточно часто является предметом острой и обоснованной критики как следователей и судей, так и участников судебных процессов, отстаивающих свои законные интересы. Постоянный рост количества назначаемых экспертиз и повышение сложности экспертных задач предопределили необходимость формирования эффективной системы обучения экспертов, профессиональный уровень которых соответствовал бы возрастающим требованиям современного судопроизводства. Цель исследования - подготовка основных принципов построения этой системы.

Материалы и методы.

В основу статьи положен тезис о том, что специфические черты судебно-экспертной деятельности во многом определяют как сущностные принципы эффективного преподавания рассматриваемой дисциплины, так и основные проблемы, возникающие в ходе подготовки обучающихся. Авторы демонстрируют комплекс дидактических методов (устный, печатно-словесный, наглядный и пр.), обучающих приемов и средств, позволяющих преодолеть эти проблемы.

Результаты.

Последовательное представление таких особенностей ССТЭ, как процессуальная регламентированность ее производства, преимущественно нормативно определенный характер судебно-экспертных исследований, а также практическое значение обусловливает значительное повышение эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов. Статистические данные показывают, что более 99 % слушателей при этом успешно осваивают учебные программы.

Выводы.

Апробированный на практике и подтвердивший свою эффективность комплексный содержательно-процессуальный подход к изложению учебного материала, учитывающий специфику судебно-экспертной деятельности, следует широко внедрить в процесс подготовки судебных экспертов-строителей.

Об авторах

Андрей Юрьевич Бутырин
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ при Минюсте России)
Россия


Екатерина Борисовна Статива
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ при Минюсте России)
Россия


Ирина Юрьевна Чубаркина
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Список литературы

1. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М., Крылова Е.В., Борковская В.Г., Дроздова И.И., Беляев А.В. и др. Высшая школа: Традиции и Инновации. Актуальные вопросы и задачи системы образования РФ : монография. М. : Русайнс, 2019. 296 с.

2. Новикова В.М. Проблемы и перспективы российского высшего образования // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6 (27). С. 282-286.

3. Боброва Т.А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 127-130.

4. Higgins K.M., Selavka C.M. Do forensic science graduate programs fulfill the needs of the forensic science community // Journal of Forensic Sciences. 1988. Vol. 33. Issue 4. P. 12524J. DOI: 10.1520/jfs12524j

5. Lee C.W. The nature of, and approaches to, teaching forensic geoscience on forensic science and earth science courses // Geological Society, London, Special Publications. 2004. Vol. 232. Issue 1. Pp. 301-312. DOI: 10.1144/gsl.sp.2004.232.01.29

6. Lee H.C., Gaensslen R.E. Forensic Science Laboratory/Forensic Science Program Cooperation and Relationships: The View from the Forensic Science Laboratory // Journal of Forensic Sciences. 1988. Vol. 33. Issue 4. P. 12536J. DOI: 10.1520/JFS12536J

7. Барон Л.Б. Судебная пожарно-техническая экспертиза на предварительном следствии и в суде : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1986. 24 c.

8. Орлов Ю.К. Современные проблемы доказывания и использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве : научно-учебное пособие. М. : Проспект, 2016. 213 с.

9. Жижина М.В. О проблемах правовой регламентации производства судебной экспертизы в арбитражном процессе // Хозяйство и право. 2000. № 11. С. 79-83.

10. Егоров В.Е. Проблемы правового образования в неюридических вузах // Фундаментальные исследования. 2009. № 4-S. С. 63-64.

11. Великанов К.В. О некоторых проблемах преподавания юридических дисциплин студентам, обучающимся неюридическим специальностям // Территория науки. 2012. № 1. С. 165-170.

12. Корнеенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4 (16). С. 49-62.

13. Чернецкая Н.И. Проблема соотношения творческого и дивергентного мышления в современной психологии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 105-107.

14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М. : Педагогика, 1971. 111 с.

15. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых : автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1971. 42 с.

16. Тутаришева М.К. К вопросу об использовании метода моделирования в учебном процессе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 4. С. 85-88.

17. Галацкова И.А., Обласов В.В. Моделирование в процессе обучения как средство повышения творческой активности учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 69.

18. Chen S.-E., Young D., Hutchens M., Anthony R.W., Cohen J.M., Mlakar P. Students’ recommendations for the guidelines for failure investigation // Journal of Performance of Constructed Facilities. 2008. Vol. 22. Issue 6. Pp. 353-355. DOI: 10.1061/(asce)0887-3828(2008)22:6(353)

19. Петровичев В.М. Дидактические условия развития конструктивно логического мышления студентов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3-2. С. 63-72.

20. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М. : Педагогика, 1990. С. 27-38.

21. Конакпаева С.А. Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся // Теория и практика образования в современном мире : мат. X Междунар. науч. конф. Казань : Молодой ученый, 2018. С. 71-73.

22. Афанасьев П.А. Общие принципы составления нормативно-технических документов // Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 1 (4). С. 36-40.

23. Соколова Т.В. Организационно-методический аспект разработки стандарта организации // Символ науки. 2016. № 3-3 (15). С. 98-101.

24. Основы стандартизации, метрологии и сертификации : учебник / под ред. В.М. Мишина. М. : ЮНИТИ, 2012. 447 с.

25. Petty S.E. Forensic Engineering. CRC Press, 2017. 806 p. DOI: 10.1201/b14052

26. Бутырин А.Ю., Граббе Т.А., Попов А.Н. и др. Определение технической возможности и разработка вариантов преобразования жилого дома как элемента домовладения в соответствии с условиями, заданными судом. М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014. 43 с.

27. Бутырин А.Ю., Граббе Т.А., Соколов Ю.Б. и др. Определение технической возможности и разработка вариантов преобразования административных и складских зданий в соответствии с условиями, заданными судом. М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016.

28. Чудиевич А.Р. Проблемы эффективности нормативно технического регулирования в строительстве // Теория и практика судебной экспертизы. 2010. № 1 (17). С. 73-78.

29. Бутырин А.Ю., Статива Е.Б., Чудиевич А.Р. Судебная строительно-техническая экспертиза и государственный строительный надзор: общие черты, различия и основы взаимодействия // Теория и практика судебной экспертизы. 2013. № 2 (30). С. 13-21.

30. Rendon-Herrero O. Too many failures: What can education do? // Journal of Performance of Constructed Facilities. 1993. Vol. 7. Issue 2. Pp. 133-139. DOI: 10.1061/(asce)0887-3828(1993)7:2(133)

31. Rens K.L., Rendon-Herrero O., Clark M.J. Failure of constructed facilities in civil engineering curricula // Journal of Performance of Constructed Facilities. 2000. Vol. 14. Issue 1. Pp. 27-37. DOI: 10.1061/(asce)0887-3828(2000)14:1(27)

32. Siegel J.A. The appropriate educational background for entry level forensic scientists: a survey of practitioners // Journal of Forensic Sciences. 1988. Vol. 33. Issue 4. P. 12534J. DOI: 10.1520/jfs12534j

33. Gaensslen R.E. How do I become a forensic scientist? Educational pathways to forensic science careers // Analytical and Bioanalytical Chemistry. 2003. Vol. 376. Issue 8. Pp. 1151-1155. DOI: 10.1007/s00216-003-1834-0

34. Prevatt D.O. On the job versus graduate school training of forensic engineers - an instructor and professional engineer’s view // Journal of Performance of Constructed Facilities. 2010. Vol. 24. Issue 1. Pp. 78-86. DOI: 10.1061/(asce)cf.1943-5509.0000062

35. Chen S.-E., Janardhanam R. Forensic engineering education reform // Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Forensic Engineering. 2013. Vol. 166. Issue 1. Pp. 9-16. DOI: 10.1680/feng.11.00034

36. Lentini J.J. Forensic science standards: Where they come from and how they are used // Forensic Science Policy & Management: An International Journal. 2009. Vol. 1. Issue 1. Pp. 10-16. DOI: 10.1080/19409040802596315

37. Yuilie J.C. Credibility assessment. Dordrecht; Boston : Kluwer Academic Publishers, 1989. 195 p.


Рецензия

Для цитирования:


Бутырин А.Ю., Статива Е.Б., Чубаркина И.Ю. Подготовка судебных экспертов-строителей в системе высшего и дополнительного профессионального образования: проблемные аспекты. Строительство: наука и образование. 2020;10(4):61-82. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.4.5

For citation:


Butyrin A.Yu., Stativa E.B., Chubarkina I.Yu. Forensic engineering expert training within the system of higher and supplementary vocational education: problematic aspects. Construction: Science and Education. 2020;10(4):61-82. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.4.5

Просмотров: 284


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)