Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли
https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.2.6
Аннотация
Введение.
Одним из важных выборов в жизни человека является выбор будущей профессии, который определяет направление трудовой деятельности, этапы непрерывного образования, способы самореализации. Проблема выбора профессии не нова, она остается актуальной и в настоящее время. Цель исследования - выявить основные мотивы выбора профессий, для освоения которых студенты отдают предпочтение магистерским программам НИУ МГСУ.
Материалы и методы.
Применялись методы: беседа, дидактическое тестирование и наблюдение за ходом его выполнения обучающимися. Анализ и обобщение эмпирических данных, полученных в ходе дидактического тестирования, позволил определить основные мотивы выбора студентами современных программ магистратуры НИУ МГСУ.
Результаты.
Выявлены основные мотивы, обусловившие выбор студентами программ магистратуры НИУ МГСУ: престижность профессий и востребованность в сфере строительства; достойная зарплата и возможности карьерного роста; удовлетворение образовательных потребностей, самосовершенствование и самореализация; интерес к автоматизированным системам и IT-технологиям; династии в сфере строительства; желание быть полезным обществу и видеть конкретные результаты труда.
Выводы.
Материально-статусные мотивы стали определяющими в выборе студентами программ магистратуры НИУ МГСУ. Это объясняется развитием науки и практики, обновлением существующих и появлением новых специальностей, что обеспечивает движение в сфере строительства и позволяет людям сохранять достаточно высокий социально-экономический статус. Следующими по значимости были выделены личностно-творческие мотивы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей, самосовершенствованием и самореализацией, что обосновывает предложение в профориентации школьников делать акцент на формирование отношения к профессии как возможности самореализации, а также создавать условия для проявления потребности в непрерывном образовании, личностном и профессиональном развитии. Полный анализ мотивов может служить основой для совершенствования системы профориентации школьников и популяризации профессий в сфере строительства.
Об авторах
Елена Викторовна БережноваРоссия
Анастасия Игоревна Магина
Россия
Список литературы
1. Подгорнова Н.А., Егорова И.Н. Анализ факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 349-355.
2. Балева М.В., Степанова Ю.Е. Анализ содержательных, смыслообразующих и побудительных аспектов выбора профессии в старшем школьном возрасте // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 52-63.
3. Дубина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей профессионального выбора старшеклассников // Наука и реальность. 2020. № 4. С. 113-115.
4. Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 102-123. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123
5. Красноруцкая Н.Г., Ботова С.Н., Мутырова А.С., Артаева Г.В. Эффективная профессиональная ориентация: новые реалии и современные подходы // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 7. С. 84-93.
6. Подгорнова Н.А. Мотивация старшеклассников при выборе будущей профессии // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-3. С. 37-41. DOI: 10.18411/lj-03-2020-46
7. Савинова Т.В., Мотина А.В. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 56.
8. Подольская И.А., Фадеева К.А. Развитие мотивации к профессиональному самоопределению у старшеклассников // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 2. С. 57-68.
9. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С. 46-65. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-46-65
10. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Казначеева Д.А. Повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся в системе профилизации школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 81-84.
11. Гайфуллина Н.Г., Самойлова Г.К. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильной и непрофильной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 298-301.
12. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 96-105. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-96-105
13. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С 1545-1554. DOI: 10.18334/et.6.4.41349
14. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Ценностные ориентации, мотивы поведения студентов и жизненные реалии выбора профессии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (10). С. 94-98.
15. Сорокина Н.Д. Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. С. 63-77. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-5
16. Игнатьев В.П., Цой Т.В., Чахов Д.К. Влияние мотивов поступления в вуз на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 54. DOI: 10.17513/spno.30335
17. Мелетичев В.В., Харитонова Е.В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии // Педагогика. 2020. № 1. С. 87-93.
18. Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 94-101.
19. Leigh J., Darvill A. Promoting Transition Resilience through Personal Development Planning: An Evaluation of the Perspectives of Preparation for Transition of Final-Year Undergraduate Nursing Students // International Journal of Practice-based Learning in Health and Social Care. 2019. Vol. 7. Issue 1. Pp. 47-63. DOI: 10.18552/ijpblhsc.v7i1.513
20. Yale A.T. The personal tutor - student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43. Issue 4. Pp. 533-544. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1377164
21. Wong B., Chiu Y.-Li T. Let me entertain you: the ambivalent role of university lecturers as educators and performers // Educational Review. 2019. Vol. 71. Issue 2. Pp. 218-233. DOI: 10.1080/00131911. 2017.1363718
22. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? // Professional Development in Education. 2019. Pp. 1-15. DOI: 10.1080/19415257. 2019.1696874
23. Лубягина А.Ф., Гурская С.П., Мельникова Н.Н. Параметры профессионального выбора и удовлетворенность молодых специалистов карьерой и трудом // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 5-12. DOI: 10.14529/jpps200401
24. Гильманов А.З. Студент и вуз: мотивы выбора будущей профессии // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2013. № 6. С. 323-330.
Рецензия
Для цитирования:
Бережнова Е.В., Магина А.И. Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли. Строительство: наука и образование. 2021;11(2):78-87. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.2.6
For citation:
Berezhnova E.V., Magina A.I. Motivation for choosing a career in the construction industry. Construction: Science and Education. 2021;11(2):78-87. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.2.6