Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.2.6

Аннотация

Введение.

Одним из важных выборов в жизни человека является выбор будущей профессии, который определяет направление трудовой деятельности, этапы непрерывного образования, способы самореализации. Проблема выбора профессии не нова, она остается актуальной и в настоящее время. Цель исследования - выявить основные мотивы выбора профессий, для освоения которых студенты отдают предпочтение магистерским программам НИУ МГСУ.

Материалы и методы.

Применялись методы: беседа, дидактическое тестирование и наблюдение за ходом его выполнения обучающимися. Анализ и обобщение эмпирических данных, полученных в ходе дидактического тестирования, позволил определить основные мотивы выбора студентами современных программ магистратуры НИУ МГСУ.

Результаты.

Выявлены основные мотивы, обусловившие выбор студентами программ магистратуры НИУ МГСУ: престижность профессий и востребованность в сфере строительства; достойная зарплата и возможности карьерного роста; удовлетворение образовательных потребностей, самосовершенствование и самореализация; интерес к автоматизированным системам и IT-технологиям; династии в сфере строительства; желание быть полезным обществу и видеть конкретные результаты труда.

Выводы.

Материально-статусные мотивы стали определяющими в выборе студентами программ магистратуры НИУ МГСУ. Это объясняется развитием науки и практики, обновлением существующих и появлением новых специальностей, что обеспечивает движение в сфере строительства и позволяет людям сохранять достаточно высокий социально-экономический статус. Следующими по значимости были выделены личностно-творческие мотивы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей, самосовершенствованием и самореализацией, что обосновывает предложение в профориентации школьников делать акцент на формирование отношения к профессии как возможности самореализации, а также создавать условия для проявления потребности в непрерывном образовании, личностном и профессиональном развитии. Полный анализ мотивов может служить основой для совершенствования системы профориентации школьников и популяризации профессий в сфере строительства.

Об авторах

Елена Викторовна Бережнова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
Россия


Анастасия Игоревна Магина
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Список литературы

1. Подгорнова Н.А., Егорова И.Н. Анализ факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 349-355.

2. Балева М.В., Степанова Ю.Е. Анализ содержательных, смыслообразующих и побудительных аспектов выбора профессии в старшем школьном возрасте // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 52-63.

3. Дубина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей профессионального выбора старшеклассников // Наука и реальность. 2020. № 4. С. 113-115.

4. Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 102-123. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123

5. Красноруцкая Н.Г., Ботова С.Н., Мутырова А.С., Артаева Г.В. Эффективная профессиональная ориентация: новые реалии и современные подходы // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 7. С. 84-93.

6. Подгорнова Н.А. Мотивация старшеклассников при выборе будущей профессии // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-3. С. 37-41. DOI: 10.18411/lj-03-2020-46

7. Савинова Т.В., Мотина А.В. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 56.

8. Подольская И.А., Фадеева К.А. Развитие мотивации к профессиональному самоопределению у старшеклассников // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 2. С. 57-68.

9. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С. 46-65. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-46-65

10. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Казначеева Д.А. Повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся в системе профилизации школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 81-84.

11. Гайфуллина Н.Г., Самойлова Г.К. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильной и непрофильной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 298-301.

12. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 96-105. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-96-105

13. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С 1545-1554. DOI: 10.18334/et.6.4.41349

14. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Ценностные ориентации, мотивы поведения студентов и жизненные реалии выбора профессии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (10). С. 94-98.

15. Сорокина Н.Д. Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. С. 63-77. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-5

16. Игнатьев В.П., Цой Т.В., Чахов Д.К. Влияние мотивов поступления в вуз на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 54. DOI: 10.17513/spno.30335

17. Мелетичев В.В., Харитонова Е.В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии // Педагогика. 2020. № 1. С. 87-93.

18. Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 94-101.

19. Leigh J., Darvill A. Promoting Transition Resilience through Personal Development Planning: An Evaluation of the Perspectives of Preparation for Transition of Final-Year Undergraduate Nursing Students // International Journal of Practice-based Learning in Health and Social Care. 2019. Vol. 7. Issue 1. Pp. 47-63. DOI: 10.18552/ijpblhsc.v7i1.513

20. Yale A.T. The personal tutor - student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43. Issue 4. Pp. 533-544. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1377164

21. Wong B., Chiu Y.-Li T. Let me entertain you: the ambivalent role of university lecturers as educators and performers // Educational Review. 2019. Vol. 71. Issue 2. Pp. 218-233. DOI: 10.1080/00131911. 2017.1363718

22. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? // Professional Development in Education. 2019. Pp. 1-15. DOI: 10.1080/19415257. 2019.1696874

23. Лубягина А.Ф., Гурская С.П., Мельникова Н.Н. Параметры профессионального выбора и удовлетворенность молодых специалистов карьерой и трудом // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 5-12. DOI: 10.14529/jpps200401

24. Гильманов А.З. Студент и вуз: мотивы выбора будущей профессии // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2013. № 6. С. 323-330.


Рецензия

Для цитирования:


Бережнова Е.В., Магина А.И. Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли. Строительство: наука и образование. 2021;11(2):78-87. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.2.6

For citation:


Berezhnova E.V., Magina A.I. Motivation for choosing a career in the construction industry. Construction: Science and Education. 2021;11(2):78-87. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.2.6

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)