Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Оценка востребованности метрополитенов жителямив пешеходной доступности от станций

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2022.1.1

Аннотация

Введение.

В настоящее время оценке метрополитенов в региональных городах России уделяется недостаточно внимания в научной литературе. Произведена оценка связи пассажиропотока метрополитенов в региональных городах России и количества жителей в радиусах шаговой доступности станций. Это позволит понять перспективы развития метрополитенов, а также направления использования сложившихся сетей для формирования устойчивой городской среды, удобной для каждого жителя.

Материалы и методы.

Оценка взаимосвязи выполнена ретроспективно с помощью метода регрессионного анализа. В качестве зависимой переменной выбран годовой пассажиропоток метро, так как он менее подвержен влиянию случайных факторов, по сравнению со среднесуточным. В качестве независимой переменной принята жилая площадь зданий в радиусе шаговой доступности станций всей системы метро. Также учитывалось влияние крупных социальных факторов, которые могли воздействовать на пассажиропоток.

Результаты.

Для периода с момента открытия метро по сегодняшний день выявлена взаимосвязь между жилой площадью в пешей доступности от станций метро и пассажиропотоком для городов Екатеринбург и Казань. С 2005 по 2019 гг. с учетом исключения влияния реформы по монетизации льгот и ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, зависимость определяется для Новосибирска. Для Самары и Нижнего Новгорода эта зависимость не выявлена. Установлены радиусы шаговой доступности от станций по городам, имеющие наибольшее влияние на пассажиропоток.

Выводы.

Жилая функция не является универсальным фактором, определяющим пассажиропоток для метрополитенов в региональных городах России. Значительное влияние имеют социальные факторы, затрагивающие широкие слои населения, - реформы по монетизации льгот. Дальнейшие исследования планируется посвятить оценке иных факторов, оказывающих влияние на формирование пассажиропотока метро в Самаре и Нижнем Новгороде.

Об авторах

Дмитрий Евгеньевич Ушаков
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин); МУП «УКС г. Екатеринбурга»
Россия


Дмитрий Викторович Карелин
МУП «УКС г. Екатеринбурга»
Россия


Список литературы

1. Nyunt T.K., Wongchavalidkul N. Evaluation of relationships between ridership demand and Transit-Oriented Development (TOD) indicators focused on land use density, diversity, and accessibility: a case study of existing metro stations in Bangkok // Urban Rail Transit. 2020. Vol. 6. Issue 1. Pp. 56-70. DOI: 10.1007/s40864-019-00122-2

2. Lee S., Yi C., Hong S. Urban structural hierarchy and the relationship between the ridership of the Seoul Metropolitan Subway and the land-use pattern of the station areas // Cities. 2013. Vol. 35. Pp. 69-77. DOI: 10.1016/j.cities.2013.06.010

3. Gutiérrez J., Cardozo O.D., García-Palomares J.C. Transit ridership forecasting at station level: an approach based on distance-decay weighted regression // Journal of Transport Geography. 2011. Vol. 19. Pp. 1081-1092. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2011.05.004

4. Lin C., Wang K., Wu D., Gong B. Passenger flow prediction based on land use around metro stations: a case study // Sustainability. 2020. Vol. 12. Issue 17. P. 6844. DOI: 10.3390/su12176844

5. An D., Tong X., Liu K., Chan E. Understanding the impact of built environment on metro ridership using open source in Shanghai // Cities. 2019. Vol. 93. Pp. 177-187. DOI: 10.1016/j.cities.2019.05.013

6. Liu S., Yao E., Li B. Exploring urban rail transit station-level ridership growth with network expansion // Transportation Research Part D Transport and Environment. 2018. Vol. 73. Pp. 391-402. DOI: 10.1016/j.trd.2018.04.006

7. Nawrocki J., Nakagawa D., Matsunaka R., Oba T. Measuring walkability and its effect on light rail usage: A comparative study of the USA and Japan // Urban transport XX. 2014. Vol. 138. Pp. 305-316. DOI: 10.2495/UT140261

8. Berawi M.A., Saroji G., Iskandar F.A., Ibrahim B.E., Miraj P., Sari M. Optimizing land use allocation of Transit-Oriented Development (TOD) to generate maximum ridership // Sustainability. 2020. Vol. 12. Issue 9. Pp. 3798. DOI: 10.3390/su12093798

9. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина ; под науч. ред. М. Блинкина. М. : Территория будущего, 2011. 574 с.

10. Ozgur-Cevher O., Altintasi O., Tuydes-Yaman H. Evaluating the Relation Between Station Area Design Parameters and Transit Usage for Urban Rail Systems in Ankara, Turkey // International Journal of Civil Engineering. 2020. Vol. 18. Issue 4. Pp. 951-966. DOI: 10.1007/s40999-020-00506-7

11. Kim N.J. Estimating the subway station influence area by the distribution of walking distance and the change of housing sale prices // Journal of the Korea Planners Association. 2012. Vol. 47. Issue 6. Pp. 29-38.

12. Kim D.O., Ryu Y.G., Choi H.G. A study on the setting up method of subway access/egress area by walking and its application // Journal of Korea Planning Association. 2002. Vol. 37. Issue 5. Pp. 177-186.

13. Yun D.S., Ko J.J. Analysis of Daegu citizens’ subway use characteristics and access area of subway station // Journal of the Korean Regional Science Association. 2006. Vol. 22. Issue 2. Pp. 251-274.

14. Бунеев В.М., Новоселов В.И. Пассажирский транспорт Новосибирска: Проблемы повышения эффективности и развития. Новосибирск : НГАВТ, 1999. 268 с.

15. Ваксман С.А. Социально-экономические проблемы прогнозирования развития систем массового пассажирского транспорта в городах. Екатеринбург, 1996. 289 с.

16. Козлов П.И., Власов Д.Н. Оценка параметров качества обслуживания пассажиров в транспортно-пересадочных узлах // Вестник МГСУ. Т. 12. № 5 (104). С. 529-536. DOI: 10.22227/1997-0935.2017.5.529-536

17. Намиот Д.Е., Покусаев О.Н., Лазуткина В.С. О моделях пассажирского потока для городских железных дорог // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т 6. № 3. С. 9-14.

18. Некрапленная M.Н., Намиот Д.Е. Анализ матриц корреспонденции метро // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Т. 7. № 7. С. 68-80.

19. Александер К.Э., Руднева Н.А. Скоростной рельсовый транспорт в градостроительстве. М. : Стройиздат, 1985. 139 с.

20. Федорова М.В. Влияние скоростного городского транспорта на системы расселения // Мир транспорта. 2015. Т. 13. № 6 (61). С. 22-35.

21. Атаев П.Г. Зарубежный опыт исследования внеуличного пассажирского транспорта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле. 2020. Т. 20. № 2. С. 94-97. DOI: 10.18500/1819-7663-2020-20-2-94-97

22. Смирнова Е.А. Метрополитен в структуре российских городов // Архитектура и строительство России. 2010. № 6. С. 16-25.

23. Киншт А.В., Малова Е.Д. Развитие системы общественного транспорта как один из факторов экологизации городской среды // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 46-57. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-46-57

24. Смолова М.В. Типологическое многообразие сетей метрополитена как отражение пространственно-планировочной структуры города // Известия КГАСУ. 2017. № 3 (41). С. 75-86.

25. Сафронов Э.А., Сафронов К.Э., Семенова Е.С. Инновационный путь развития метрополитенов в современных условиях // Известия Транссиба. 2010. № 3 (3). С. 103-110.

26. Валиев Р.Р. Прогнозирование развития инфраструктуры метрополитена в мегаполисе // Девятая Всероссийская науч.-практ. конф. по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности : тр. конф. 2019. С. 381-385.

27. Теличенко В.И. Реновация - создание современной городской среды // Вестник МГСУ. 2020. Т. 15. № 1. С. 11.

28. Lu K., Han B., Lu F., Wang Z. Urban rail transit in China: Progress report and analysis (2008-2015) // Urban Rail Transit. 2016. Vol. 2. Issue 3-4. Pp. 93-105. DOI: 10.1007/s40864-016-0048-7

29. Ушаков Д.Е., Карелин Д.В. Оценка возможности прогнозирования пассажиропотока Новосибирского метрополитена на основе плотности жилого фонда // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния : мат. XXIV Междунар. (XXVII Екатеринбургской, II Минской) науч.-практ. конф. 2018. С. 126-136.

30. Ushakov D., Karelin D. Estimate of interrelation between development of metro and city area of Ekaterinburg // Transport problems: XII International conference. 2020. Pp. 849-852.

31. Ушаков Д.Е., Карелин Д.В. Оценка взаимосвязи развития метро и городской застройки города Казань // Актуальные вопросы архитектуры и строительства : XIV Междунар. науч.-техн. конф. 2021.

32. Воскобойников Ю.Е. Построение регрессионных моделей в пакете MathCAD : учебное пособие. Новосибирск : НГАСУ, 2009. 220 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ушаков Д.Е., Карелин Д.В. Оценка востребованности метрополитенов жителямив пешеходной доступности от станций. Строительство: наука и образование. 2022;12(1):1-16. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2022.1.1

For citation:


Ushakov D.E., Karelin D.V. The evaluation of the resident demand for underground railways within walking distance of stations. Construction: Science and Education. 2022;12(1):1-16. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2022.1.1

Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)