Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Трансформация высшего строительного образования и качество подготовки выпускников

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.2.7

Аннотация

Введение.

В настоящее время ведется дискуссия по актуальному вопросу - влияние преобразований системы высшего образования на качество выпускников технических университетов. Важно проанализировать преимущества и недостатки современного высшего строительного образования по сравнению с советским и понять, в каком направлении оно должно развиваться в дальнейшем. Проведен анализ изменений, которые претерпело высшее образование в области строительства с 1955 г. по настоящее время.

Материалы и методы.

Для анализа использовались нормативные документы, которые в разные годы регламентировали осуществление образовательной деятельности: приказы, классификаторы, типовые учебные планы и государственные образовательные стандарты. Анализировались требования к структуре и результатам освоения образовательных программ (ОП) в области строительства.

Результаты.

Анализ показал, что за прошедшие десятилетия высшее строительное образование подверглось значительным изменениям. Коренные преобразования произошли на рубеже тысячелетий при переходе от дисциплинарной к компетентностной модели образования, а также от непосредственного управления государством системой образования к нормативно-правовому регулированию образовательной деятельности. Если в советские годы обучение осуществлялось по типовым учебным планам строительных специальностей, то теперь подготовка в основном ведется по программам бакалавриата и магистратуры, содержание которых образовательные организации определяют самостоятельно на основе образовательных стандартов (ОС).

Выводы.

Проведенный анализ выявил недостатки современной системы высшего образования. Несовершенство нормативной базы, недостатки компетентностного подхода не позволяют обеспечить качественную подготовку специалистов для строительной отрасли. Требуется совершенствование системы высшего образования, в том числе в области строительства. Необходимо установить более четкие требования к результатам обучения и содержанию ОП. Для этого помимо ОС необходимы примерные основные образовательные программы.

Об авторе

М. П. Саинов
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Список литературы

1. Hao W.X., Yuan J., Xu X. Establishment of the Practical Education System for Civil Engineering Majors in Local Colleges and Universities under the Emerging Engineering Background // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018. Vol. 18. Issue 6. Pp. 2641-2651. DOI: 10.12738/estp.2018.6.164

2. Sinnott D., Thomas K. Integrating Sustainability into Civil Engineering Education: Curriculum Development & Implementation // 4th International Symposium for Engineering Education. The University of Sheffield, 2012.

3. Dai K., Ren X., Lu W., Liang C. Introducing Case Studies in the Civil Engineering Curriculum of Tongji University, China // Forensic Engineering 2012. 2012. DOI: 10.1061/9780784412640.050

4. Subramanian R., Thanikachalam T., Najafi F.T. Civil Engineering Education at the University of Florida and the Anna University, India // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 2012.

5. Lei Z., Najafi F.T. Civil Engineering Education at the Tongji University, China, and at the University of Florida // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 2012.

6. Кривцова Н.Л. Подготовка инженеров в строительных университетах США и России // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 293. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25465

7. Coyle E. Engineering Education in the US and the EU. Chapter 5 in Engineering in Context. Academica, 2009. DOI: 10.21427/D7RC8V

8. Пантелеева Т.Л. К истории строительного образования: разработка учебных планов строительных училищ в начале XX века // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 185-189.

9. Пантелеева Т.Л. История строительного образования: первые выпускники московских строительных училищ // Строительство: наука и образование. 2015. № 3. С. 5.

10. Шаламова Е.А. Эволюция концепции инженерно-строительного образования в России в контексте международного исторического опыта // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2016. Т. 7. № 3. С. 66-77. DOI: 10.15593/2224-9826/2016.3.07

11. Афанасьев Д.В., Грызлов В.С. Компетентностный подход и кредитно-модульная система обучения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 11-18.

12. Сакмарова Л.А. Деятельностно-компетентностный подход в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников профиля «Проектирование зданий» // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С.171-175.

13. Акулова И.И., Славчева Г.С. Обновление образовательных программ магистратуры по направлению «строительство» с учетом потребностей строительной отрасли // Высшее образование сегодня. 2020. № 6. С. 31-36. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.06.P.31

14. Курбатова Л.Н., Белозерова Т.А. Мнение руководителей предприятий о профессионально-деловых качествах выпускников // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 104-113. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.4.9

15. Огородова Л.М., Кресс В.М., Похолков Ю.П. Инженерное образование и инженерное дело в России: проблемы и решения // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 18-23. URL: http://aeer.ru/files/io/m11/art_3.pdf

16. Глушко И.В. Проблема качества высшего образования в оценках работодателей как потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 9. С. 13-23. URL: http://e-koncept.ru/2019/191058.htm DOI: DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11058

17. Козина И.Ю. Проблемы строительного образования: по материалам социологического опроса // Социодинамика. 2015. № 10. С. 58-68. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.10.1634

18. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П., Харламов А.В. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 169-184. DOI: 10.15293/2658-6762.1903.10

19. Петрова Е.А. К вопросу повышения качества обучения студентов в высших учебных заведениях // Вестник МГСУ. 2011. № 1-1. С. 161-165.

20. Борковская В.Г., Ковалев А.С. Балльно-рейтинговая система оценки студентов как инструмент повышения качества высшего образования // Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10. № 1. С. 7. DOI: 10.22227/2305-5502.2020.1.7

21. Саинов М.П. Принципы и проблемы разработки профессиональных компетенций выпускников образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 36-3. С. 40-42. DOI: 10.18411/lj-31-03-2018-50

22. Приходько А.Н. Анализ регламентирующей документации в области предоставления образовательных услуг ВПО для подготовки кадров строительной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 160.


Рецензия

Для цитирования:


Саинов М.П. Трансформация высшего строительного образования и качество подготовки выпускников. Строительство: наука и образование. 2020;10(2):7. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.2.7

For citation:


Sainov M.P. Transformation of higher education in civil engineering and quality of training of graduates. Construction: Science and Education. 2020;10(2):7. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.2.7

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)