Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Проблемное ви́дение как элемент методологической культуры преподавателя-исследователя

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.3.5

Аннотация

Введение.

Подготовка кадров высшей квалификации в течение длительного времени находится в центре внимания научно-педагогического сообщества. Одной из важных ее задач является развитие методологической культуры аспирантов, будущих преподавателей-исследователей. Цель настоящего исследования - выявить наличие методологической культуры у аспирантов первого года обучения, которая проявляется, прежде всего, в умении видеть проблемы педагогики высшей школы.

Материалы и методы.

Применялись дидактическое тестирование и наблюдение за ходом его выполнения обучающимися. Метод ранжирования проблем педагогики высшей школы позволил обнаружить приоритетные для аспирантов области решения профессионально-педагогических задач.

Результаты.

Выявлен круг проблем, на взгляд аспирантов, актуальных для педагогики высшей школы. Осуществлено их ранжирование, выявлены направления наибольшего предпочтения аспирантов (выбора для решения): профессиональное мастерство преподавателя; качество образования; профориентация и выбор профессии; личностное развитие обучающихся. Анализ проблем может служить основой для определения путей совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации.

Выводы.

Ряд проблем представлял собой организационные затруднения и носил субъективный характер. Проблемы были актуальны только для аспирантов, но не для науки. Однако выделение и заинтересованное отношение к обозначенному кругу затруднений свидетельствует о недостаточной психолого-педагогической подготовке будущих преподавателей-исследователей, что объясняется профессиональной направленностью в области строительства. Совершенствование указанной подготовки может быть осуществлено путем обновления содержания учебных дисциплин в основных профессиональных образовательных программах, а также спецкурсами, отвечающими образовательным потребностям аспирантов и созданными по их запросу. Следует обратить внимание на то, что решение проблем индивидуализации обучения и тьюторского сопровождения, актуальных как для аспирантов, так и для педагогической науки, требует объединения усилий профессорско-преподавательского состава, команды управления университетом, а также исследователей, создающих новые педагогические практики.

Об авторах

Елена Викторовна Бережнова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России); Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Анастасия Игоревна Магина
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Список литературы

1. Розин В.М. Социальное действие и знание в условиях сложности и частичной неопределенности // Вопросы философии. 2019. № 10. С. 46-54. DOI: 10.31857/S004287440007161-2

2. Кравченко С.А. К обоснованию гуманистической теории сложности общества // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1 (28). С. 180-184. URL: https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/1538?locale=ru_RU#

3. Микешина Л.А. Современные тенденции развития социально-гуманитарных наук в контексте междисциплинарности // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2017. Т. 3. № 1. С. 4-10. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-1-4-10

4. Александрова Е.А., Асадуллин Р.М., Бережнова Е.В., Богуславский М.В., Бобрышов С.В. и др. Методология педагогики / под общ. ред. В.Г. Рындак. М. : ИНФРА-М, 2018. 296 с. DOI: 10.12737/monography_594a85bac8dd55.84618831

5. Марджинсон С. Российские наука и высшее образование в условиях глобализации // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 8-35. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-4-8-35

6. Пружинин Б.И. Наука как профессия и как феномен культуры // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 5-9. DOI: 10.31857/S004287440006023-0

7. Микешина Л.А. Эпистемология в России: ее становление в контексте гуманитарных и социальных наук // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 1. С. 8-22. DOI: 10.5840/eps20195611

8. Лекторский В.А., Аршинов В.И., Кузнецов В.Ю., Пружинин Б.И. Постнеклассическая наука и социокультурный контекст // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 8. С. 745-753. DOI: 10.7868/S0869587316080077

9. Бережнова Е.В. Решение проблемных задач как восхождение к вершинам педагогического мастерства // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики / под общ. ред. Г.Н. Скударевой. Орехово-Зуево : ГГТУ, 2020. С. 89-99.

10. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М. : Академия, 2008. 400 с. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_6813.pdf

11. Университеты в эпоху больших вызовов (ХI съезд Российского Союза ректоров) // Высшее образование в России. 2018. T. 27. № 5. С. 165-168. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1380/1138

12. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 86-95. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95

13. Караваева Е.В., Воробьева О.В., Тышкевич В.П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 33-47. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1342

14. Воробьева О.В., Телешова И.Г. Научно-исследовательский вид деятельности в европейской системе квалификаций: опыт и проблемы // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 74-86. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1368

15. Клягин А.В., Абалмасова Е.С., Гарев К.В., Груздев И.А., Егоров А.А. и др. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 112 с. URL: https://publications.hse.ru/books/368821814

16. Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателя // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278-302. URL: https://vo.hse.ru/data/2020/06/17/1607978500/Kochukhova.pdf

17. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3 (42). С. 128-133. URL: https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/360

18. Шапошникова Н.Ю. Планирование индивидуального развития студентов Великобритании: модели реализации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 146-154. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-146-154

19. Курденкова О.П. Стратегии непрерывного образования российских студентов: варианты построения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5 (26). С. 156-164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-nepreryvnogo-obrazovaniya-rossiyskih-studentov-varianty-postroeniya

20. Бекова С.К. Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 83-109. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-83-109


Рецензия

Для цитирования:


Бережнова Е.В., Магина А.И. Проблемное ви́дение как элемент методологической культуры преподавателя-исследователя. Строительство: наука и образование. 2020;10(3):68-78. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.3.5

For citation:


Berezhnova E.V., Magina A.I. Problem vision as an element of methodological culture of a researching teacher. Construction: Science and Education. 2020;10(3):68-78. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2020.3.5

Просмотров: 393


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)