Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Обеспеченность объектами образования при комплексном развитии жилой застройки в г. Москве

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2025.2.6

Аннотация

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что в крупнейших городах в процессе градостроительного развития появляется дефицит в обеспечении мест в детских садах и школах. Одновременно с проблемой количественной обеспеченности возникает вопрос о необходимости формирования учебно-воспитательных комплексов, которые предполагают объединение детских садов и школ, позволяя обеспечить преемственность в образовательном процессе, а также оптимизировать площадь земельного участка. Такие вопросы приводят к постановке территориально-пространственных задач в области градостроительной деятельности, которая, с одной стороны, формирует жилую застройку и увеличивает число потребителей объектов образования, с другой — выделяет пространство для их строительства.

Материалы и методы. Одной из целей механизма комплексного развития территории является обеспечение условий функционально-пространственной организации социальной инфраструктуры, однако на сегодняшний день решения ее развития не взаимоувязаны с обеспеченностью местами в детских садах и школах, что в долгосрочной перспективе неизбежно отразится на качестве городской среды. Рассматривается территория комплексной застройки; предмет исследования — методика обоснования потребности количественного обеспечения мест, способы и эффекты формирования детских садов и школ в качестве учебно-воспитательных комплексов.

Результаты. Выполнен анализ научных исследований, посвященных обеспеченности детскими садами и школами, в результате которого выявлены основные аспекты, а именно обеспечение потребности в местах с учетом возможности адаптации емкости к демографическим изменениям, преемственности программы дошкольников для обучения в школе; знакомство детей с практическими командными задачами, в том числе на природе в условиях крупнейших городов.

Выводы. В исследовании с использованием системного и математического анализа рассмотрены параметры комплексного развития территории в г. Москве, которые показывают направление изменений функционального назначения территории, позволяющие реализовать изученные подходы к обеспечению местами в объектах образования на территории комплексного развития.

Об авторах

И. С. Когутяк
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

Ион Спиридонович Когутяк — аспирант кафедры градостроительства

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26

ResearcherID: LSI-8574-2024



Н. В. Бакаева
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН)
Россия

Наталья Владимировна Бакаева — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры градостроительства;

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26;
127238, г. Москва, Локомотивный проезд, д. 21

Scopus: 56826095700, ResearcherID: P-1152-2015



Список литературы

1. Глебушкина Л.В. Реконструкция территорий жилой застройки городов Восточной Сибири : дис. … канд. тех. наук. М., 2012. 237 с. EDN QGADTZ.

2. Никульшина Л.Л. Градоэкологическое обоснование размещения образовательных учреждений при реконструкции городской застройки : дис. … канд. тех. наук. М., 2011. 201 с. EDN QFJWCF.

3. Чубаркина И.Ю. Методические основы воспроизводства объектов социальной инфраструктуры урбан-блоков с использованием ценностного подхода // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 816–819. EDN YPFIEH.

4. Белая Е.Н. Экономическое обоснование размещения дошкольных образовательных учреждений при реконструкции городской застройки : автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2014. 22 с. EDN ZPPQWL.

5. Долгов А.В., Сычева Е.Б. Особенности формирования фонда дошкольных объектов в условиях демографической динамики // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 4. С. 53–55. EDN TJOJML.

6. Сидорова А.В. Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы преемственности // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. № 5. С. 897–899. EDN WFQHFJ.

7. Леонидова Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. 2015. № 5 (79). С. 7–17. EDN UIWGXZ.

8. Асадова З.А. О формах связи детского сада и школы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2–2. С. 288–292. EDN SGRUAN.

9. Славко А.Л. Организация учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России на основе личностно-ориентированного подхода // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 119–121. DOI: 10.24412/2658-638X-2024-1-119-121. EDN CMSPNL.

10. Лапцевич И.М., Сачава О.С. Единое образовательное пространство «Детский сад – школа»: от теории к практике // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 3 (15). С. 46–66. EDN QRIRZO.

11. Кудрявцева С.П., Долотказина Н.С. Современные направления создания детских образовательных учреждений // Архитектура и современные информационные технологии. 2016. № 3 (36). С. 13. EDN WQRXXX.

12. Fisher A.G.B. Production, primary, secondary and tertiary // Economic Record. 1939. Vol. 15. Issue 1. Pp. 24–38. DOI: 10.1111/j.1475-4932.1939.tb01015.x

13. Clark C. The Conditions of Economic Progress. London : Macmillan, 1940.

14. Fourastié J. Le Grand Espoir du XXe siècle : Progrès technique, progrès économique, progrès social. Paris : Presses Universitaires de France, 1949.

15. Dewey J. The school and society. Chicago, 1915. 164 p.

16. Cogutiac I.S., Bakaeva N.V. Analysis of the integrated development of the territory of the industrial zones of the city of Moscow // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 403. P. 01026. DOI: 10.1051/e3sconf/202340301026

17. Маликов В.В. Понятие и правовые признаки комплексного развития территории // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18. № 2. С. 92–95. EDN WQYUSG.

18. Ербягина М.В. Нормативно-правовое регулирование в вопросе комплексного развития городских территорий // Архитектура и дизайн. 2021. № 2. С. 29–38. DOI: 10.7256/2585-7789.2021.2.37323. EDN AOIQEZ.

19. Ковалёва А.В., Глебов М.П. Факторы, препятствующие эффективному комплексному развитию городских территорий // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. Т. 1. С. 147–150. EDN SEJGQL.

20. Алексеев Ю.В. Основы планирования, проектирования поселений региона и организации и координации профессиональной деятельности : монография. М. : Изд-во АСВ, 2022. 295 с.

21. Кирсанов А.Р. Комплексное развитие территорий: от глобальных планов к конкретным проблемам // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 11 (254). С. 35–42. EDN QBGXJK.

22. Страшнова Ю.Г., Страшнова Л.Ф., Макарова И.Е. Роль сферы услуг в социально-экономическом развитии Москвы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 52. С. 233–249. DOI: 10.17223/19988648/52/14. EDN MMPDLL.

23. Киреенко С.Г., Гриншпон И.Э. Элементы теории множеств : учебное пособие. Томск, 2003.

24. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. М. : Знание, 1969. 62 с.

25. Седякина А.В. Зарубежный опыт исследования проблем развития объектов социальной инфраструктуры // Экономика. Право. Менеджмент : сб. тр. молодых исследователей БГУ. 2015.

26. Волкова А.А. Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 3 (33). С. 89–93. EDN UYVLCL.


Рецензия

Для цитирования:


Когутяк И.С., Бакаева Н.В. Обеспеченность объектами образования при комплексном развитии жилой застройки в г. Москве. Строительство: наука и образование. 2025;15(2):90-111. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2025.2.6

For citation:


Cogutiac I.S., Bakaeva N.V. Provision of educational facilities in the integrated development of residential buildings in the Moscow city. Construction: Science and Education. 2025;15(2):90-111. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2025.2.6

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)