Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.3.2

Аннотация

Введение.

Рассматриваются современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ для максимальной социализации и интеграции в коллектив детей с инвалидностью. Цель исследования - выявление принципов проектирования инклюзивных школ, а также рекомендации по проектированию инклюзивных школ с адаптационными мероприятиями.

Материалы и методы.

Используются методы сравнительного анализа и синтеза зарубежных и отечественных научных, литературных и проектных материалов; данные социологических опросов; междисциплинарный подход, учитывающий вопросы в области медицины, социологии, правовых норм, влияющих на комплекс требований к проектированию инклюзивных школ.

Результаты.

Исследование представлено в виде выявления принципов проектирования инклюзивных школ, а также в виде рекомендаций по проектированию инклюзивных школ с адаптационными мероприятиями для детей с легкими формами заболеваний и здоровым интеллектом, с остротой зрения не ниже 0,4 дптр, с потерей слуха от 26 до 40 дБ и с легкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата, включая самостоятельно передвигающихся колясочников. Результаты могут быть использованы в архитектурной практике проектирования инклюзивных школ, а также в учебном процессе в качестве методических рекомендаций для проектирования инклюзивной образовательной среды.

Выводы.

Приведены рекомендации по проектированию инклюзивных школ для выделенных групп инвалидностей. Анализ проблем в контексте архитектурно-планировочной организации инклюзивных школ позволит усовершенствовать структуру подобных архитектурных объектов, исследовать их типологию для дальнейшего развития. Развитие инклюзивного образования, в том числе с точки зрения архитектурно-пространственной организации, акцентирует внимание людей на проблеме ответственности общества и государства перед детьми с инвалидностью.

Об авторах

Асмик Рубеновна Клочко
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Полина Андреевна Топаева
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия


Список литературы

1. Клочко А.Р., Коровина Е.И. Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире // Архитектура и современные информационные технологии. 2017. № 2 (39). С. 98-113.

2. Гвоздикова Т.А. Современные тенденции в образовании и архитектура современной школы // Вестник современных исследований. 2018. № 12.15 (27). С. 79-82.

3. Горюнова Л.В., Хамзах А.С.Х. Общие факторы, влияющие на процессы формирования и реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 66-70.

4. Лопатина В.И. Инклюзивное образование: широкие аспекты // Инклюзивное образование. Вып. 1. М. : Центр «Школьная книга», 2010.

5. Гнездилова С.А., Митрошина Д.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в профессиональном инклюзивном образовании // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО : мат. XLVI науч. и учебно-метод. конф. 2017. С. 52-55.

6. Иршидат Мажди Сами. Формирование системы зданий общеобразовательных школ в Иордании с учетом обучения детей с физическими недостатками : дис.. канд. архитектуры. М., 2004. 22 с.

7. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О., Бородина А.В. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование : мат. XIII Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 227-230.

8. Grunt E.V. Russian school teachers’ attitude towards inclusive education: regional aspect // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2017. 2017. Pp. 645-652. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/33/s12.084

9. Miqayelyan N.A. Dadivank as an example of formation and development of Artsakh school of architecture // Bulletin of High Technology. 2019. No. 3(10). Pp. 87-91.

10. Малиновская Е.Г. Молодые национальные школы ХХ века - социокультурные и профессиональные парадигмы формирования архитектуры столиц // Academia. Архитектура и строительство. 2020. № 2. С. 61-75. DOI: 10.22337/2077-9038-2020-2-61-75

11. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М. , 2002. 69 с.

12. Тица Л. Архитектура школ - устремленность в будущее // Архитектура и строительство России. 2019. № 2 (230). С. 86-91.

13. Емельянов В.Э., Иванова О.А. Особенности архитектуры современных школ // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития : мат. Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 62-67.

14. Ангелимова М.А. Проект Идеальная школа. М. : Издательские решения, 2014. 10 с.

15. Зорин К.Л. Школа МЕТІ как пример современной экологической архитектуры // Мастер-класс. 2017. № 10. С. 42-45.

16. Перькова М.В. Особенности архитектурного образования в России и за рубежом: традиции и инновационное развитие // Архитектура и строительство России. 2020. № 1 (233). С. 4-7.

17. Григорьева А.В. Архитектура современной школы изобразительного искусства // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ: тезисы докладов. М. : Архитектура-С, 2014. С. 275-276.

18. Коровина Е.И., Пятницкая Т.А. Создание типовых школ нового образца с использованием модульного принципа проектирования // Сб. ст. междунар. исследовательской организации «Cognitio» по мат. ХVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы науки ХХІ века». 2016. 144 с.

19. Баймуратова С.Х., Баймуратов Р.Ф. Современные тенденции в архитектуре школ // Инновационные технологии в промышленности: образование, наука и производство : сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2016. С. 161-163.

20. Куваева Я.В. Архитектура школы будущего: среда обучения // Школьные технологии. 2011. № 4. С. 124-131.


Рецензия

Для цитирования:


Клочко А.Р., Топаева П.А. Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ. Строительство: наука и образование. 2021;11(3):23-40. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.3.2

For citation:


Klochko A.R., Topaeva P.A. Current trends in the architectural design of inclusive schools. Construction: Science and Education. 2021;11(3):23-40. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.3.2

Просмотров: 415


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)