Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ
https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.3.2
Аннотация
Введение.
Рассматриваются современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ для максимальной социализации и интеграции в коллектив детей с инвалидностью. Цель исследования - выявление принципов проектирования инклюзивных школ, а также рекомендации по проектированию инклюзивных школ с адаптационными мероприятиями.
Материалы и методы.
Используются методы сравнительного анализа и синтеза зарубежных и отечественных научных, литературных и проектных материалов; данные социологических опросов; междисциплинарный подход, учитывающий вопросы в области медицины, социологии, правовых норм, влияющих на комплекс требований к проектированию инклюзивных школ.
Результаты.
Исследование представлено в виде выявления принципов проектирования инклюзивных школ, а также в виде рекомендаций по проектированию инклюзивных школ с адаптационными мероприятиями для детей с легкими формами заболеваний и здоровым интеллектом, с остротой зрения не ниже 0,4 дптр, с потерей слуха от 26 до 40 дБ и с легкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата, включая самостоятельно передвигающихся колясочников. Результаты могут быть использованы в архитектурной практике проектирования инклюзивных школ, а также в учебном процессе в качестве методических рекомендаций для проектирования инклюзивной образовательной среды.
Выводы.
Приведены рекомендации по проектированию инклюзивных школ для выделенных групп инвалидностей. Анализ проблем в контексте архитектурно-планировочной организации инклюзивных школ позволит усовершенствовать структуру подобных архитектурных объектов, исследовать их типологию для дальнейшего развития. Развитие инклюзивного образования, в том числе с точки зрения архитектурно-пространственной организации, акцентирует внимание людей на проблеме ответственности общества и государства перед детьми с инвалидностью.
Об авторах
Асмик Рубеновна КлочкоРоссия
Полина Андреевна Топаева
Россия
Список литературы
1. Клочко А.Р., Коровина Е.И. Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире // Архитектура и современные информационные технологии. 2017. № 2 (39). С. 98-113.
2. Гвоздикова Т.А. Современные тенденции в образовании и архитектура современной школы // Вестник современных исследований. 2018. № 12.15 (27). С. 79-82.
3. Горюнова Л.В., Хамзах А.С.Х. Общие факторы, влияющие на процессы формирования и реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 66-70.
4. Лопатина В.И. Инклюзивное образование: широкие аспекты // Инклюзивное образование. Вып. 1. М. : Центр «Школьная книга», 2010.
5. Гнездилова С.А., Митрошина Д.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в профессиональном инклюзивном образовании // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО : мат. XLVI науч. и учебно-метод. конф. 2017. С. 52-55.
6. Иршидат Мажди Сами. Формирование системы зданий общеобразовательных школ в Иордании с учетом обучения детей с физическими недостатками : дис.. канд. архитектуры. М., 2004. 22 с.
7. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О., Бородина А.В. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование : мат. XIII Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 227-230.
8. Grunt E.V. Russian school teachers’ attitude towards inclusive education: regional aspect // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2017. 2017. Pp. 645-652. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/33/s12.084
9. Miqayelyan N.A. Dadivank as an example of formation and development of Artsakh school of architecture // Bulletin of High Technology. 2019. No. 3(10). Pp. 87-91.
10. Малиновская Е.Г. Молодые национальные школы ХХ века - социокультурные и профессиональные парадигмы формирования архитектуры столиц // Academia. Архитектура и строительство. 2020. № 2. С. 61-75. DOI: 10.22337/2077-9038-2020-2-61-75
11. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М. , 2002. 69 с.
12. Тица Л. Архитектура школ - устремленность в будущее // Архитектура и строительство России. 2019. № 2 (230). С. 86-91.
13. Емельянов В.Э., Иванова О.А. Особенности архитектуры современных школ // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития : мат. Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 62-67.
14. Ангелимова М.А. Проект Идеальная школа. М. : Издательские решения, 2014. 10 с.
15. Зорин К.Л. Школа МЕТІ как пример современной экологической архитектуры // Мастер-класс. 2017. № 10. С. 42-45.
16. Перькова М.В. Особенности архитектурного образования в России и за рубежом: традиции и инновационное развитие // Архитектура и строительство России. 2020. № 1 (233). С. 4-7.
17. Григорьева А.В. Архитектура современной школы изобразительного искусства // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ: тезисы докладов. М. : Архитектура-С, 2014. С. 275-276.
18. Коровина Е.И., Пятницкая Т.А. Создание типовых школ нового образца с использованием модульного принципа проектирования // Сб. ст. междунар. исследовательской организации «Cognitio» по мат. ХVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы науки ХХІ века». 2016. 144 с.
19. Баймуратова С.Х., Баймуратов Р.Ф. Современные тенденции в архитектуре школ // Инновационные технологии в промышленности: образование, наука и производство : сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2016. С. 161-163.
20. Куваева Я.В. Архитектура школы будущего: среда обучения // Школьные технологии. 2011. № 4. С. 124-131.
Рецензия
Для цитирования:
Клочко А.Р., Топаева П.А. Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ. Строительство: наука и образование. 2021;11(3):23-40. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.3.2
For citation:
Klochko A.R., Topaeva P.A. Current trends in the architectural design of inclusive schools. Construction: Science and Education. 2021;11(3):23-40. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2021.3.2